Фильтры в Excel для планирования меню
Раздумья на тему «Что приготовить?», для избавления от которых многие осваивают планирование меню, не всегда прекращаются после распечатки соответствующих бланков. Процесс планирования нуждается в «стройматериалах»: блюдах, которые вы будете в меню вносить. Перечень этих блюд (а возможно, и рецепты) удобно хранить в электронных таблицах Excel.
Идея составлять каждый план с кулинарной книгой в руках подходит только самым увлеченным кулинарам, для которых кухня – главная страсть. Обычные люди планируют меню, исходя из небольшого количества давно известных блюд. И усовершенствуют, добавляя по одной «опции» (типа салатика или фрукта к обеду) или одному новому блюду в неделю.
Но в момент планирования хорошо известные блюда почему-то далеко не всеми вспоминаются. А разнообразия хочется многим. Простой способ помочь делу – обычные списки в домашнем органайзере: перечень блюд на завтрак, или блюд из фарша, или хорошо известных блюд, приготовление которых занимает не более пятнадцати минут. Но иногда нам хотелось бы выбрать блюда по нескольким параметрам – например, из цыпленка, 15-минутное, низкокалорийное. Или из рыбы, особенно богатой полиненасыщенными жирными кислотами. Такого рода информацию можно хранить в таблице. Но если критериев выбора много, то бумажная таблица становится слишком большой и в органайзер не помещается. И тогда на помощь приходят электронные таблицы Excel. Ведь в них есть функция «фильтр»!
Как пользоваться фильтрами?
Для начала важно правильно назвать столбцы таблицы. Например «прием пищи», «время приготовления», «кто не ест», «основной продукт», «калорийность», «экономия», «питательные вещества». В «прием пищи» можно добавить не только очевидные «завтрак», «обед» и «ужин». Если по праздникам популярностью в вашем доме пользуется салат мимоза или домашний чизкейк, а к воскресному завтраку вы готовы печь оладушки, то вполне уместны варианты «праздник» и «воскресенье». Однако слишком сильно дробить категории не стоит, иначе фильтрация потеряет смысл. В частности, обозначая время приготовления, лучше ограничиться вариантами «до 15 минут» и «до 30 минут», чем отдельно указывать 5, 10, 15, 20, 25 и 30. Хотя блюда-пятиминутки, возможно, все же уместны – на случай, когда их нужно приготовить буквально «на ходу», не отрывая время от ночного сна. То же самое с калориями: не считайте до единицы, а поделите на несколько категорий, например, до 300, до 500, 700 и более ))). Или просто на высоко- и низкокалорийные. Последние столбцы – со всяческими примечаниями и дополнениями – можно не фильтровать: они, например, укажут вам на необходимую приправу, особенность технологии, необходимость дополнительной подготовки продуктов.
В такую таблицу удобно заносить именно названия часто используемых блюд, а не новых. И скорее все же именно названия, а не рецепты. Чтобы не утяжелять таблицу и не усложнять процесс заполнения, от рецепта можно оставить перечень ингредиентов и ссылку на полную версию — например, на Google Drive или в онлайновом сервисе.
Заполнение таблицы потребует некоторого времени, но затем все станет значительно проще. Вы можете начать планирование с того столбца, который считаете в данную конкретную неделю основным. Например, выбираете столбец «основной продукт», через фильтр ищете блюда из рыбы, затем применяете к ним дополнительную фильтрацию в столбце «прием пищи», затем уточняете калорийность в дополнительном столбце. Таким образом заполняете четыре ужина из семи малокалорийными блюдами из рыбы, а еще три – легкими творожными или овощными.
Конечно, такие таблицы упрощают жизнь только тем, кто не любит однообразия и стандарта. Есть вариант еще менее затратный в смысле умственных усилий – однажды составить подходящее вам меню на неделю или две, которое затем повторять по кругу. Если меню содержит действительно любимые блюда и удовлетворяет потребность в основных пищевых веществах, то может не меняться…по крайней мере весь сезон.